Позиция № 53: Печа-куча

 

В этом году решил изменить алгоритм в чтении книг.

Определил навыки, новые привычки, которые я хочу в 2012 году сформировать или улучшить у себя, а также подобрал комплекты книг о развитии указанных навыков, привычек.

В частности, хочу в 2012 году существенно повысить уровень навыка подготовки презентаций, без которого не может состояться современный бизнесовый юрист. Считаю, что данный навык сегодня является обязательным для судебного юриста.

Мне очень нравиться создавать презентации — для меня эта форма творчества аналогична созданию фильма, написанию книги.

Кроме того, стал замечать, что через подготовку презентаций неосознанно я автоматически развиваю навык подготовки эффективных текстов и навык публичных выступлений.

С начала год заканчиваю читать вторую книгу по данному направлению.

Искусство делать эффектные презентации. Техника, стиль и стратегии от самого известного в Америке преподавателя ораторского искусства Искусство делать эффектные презентации. Техника, стиль и стратегии от самого известного в Америке преподавателя ораторского искусства
Презентация в стиле дзен. Дизайн, разработка, проведение и примеры Презентация в стиле дзен. Дизайн, разработка, проведение и примеры

Первая книга несмотря на яркое название на 99,9 % содержит рекомендации применительно к публичным выступлениям — некоторые из них (делайте паузы в своей речи!) уже начал использовать на практике (например, в рамках судебного семинара в М-Логосе, которое провел 26.01.2012).

Читая вторую книгу узнал о модном и очень популярном экстремальном методе разработки и подачи презентаций — Печа-Куча.

У Вас только 20 слайдов, 20 секунд на каждый слайд, 6 минут 40 секунд на все выступление — слайды переключаются автоматически!

Цель использования данного метода — сделать презентации краткими, четкими, сфокусированными, предоставить возможность выступить большому количеству людей.

Обязательно попробую применить этот метод в этом году и проактивно его продвигать через свои выступления на семинарах и конференциях.

Вот бы провести такой 60 минутный юридический семинар, состоящий из 10 докладов…

Что я хочу сказать в Позиции № 53?

Вы используете осознанно какие-либо ограничители в судебной работе?

Слабо готовить любые процессуальные документы компании объемом не более 3 страниц?

Слабо уменьшить Ваш судебный документ на 1-2 страницы, затем еще на 1 страницу?

Слабо из искового заявления на 10 стр. сделать документ на 3-5 страницах?

Слабо свои выступления в суде ограничить 6 минутам? Представляйте, что у Вас есть единственная возможность убедить судью, который очень торопиться, а у Вас только 5 минут.

Какие еще можно использовать ограничители для повышения судебной продуктивности?

Популярность: 12% [?]

  • http://twitter.com/borouhin Александр Бороухин

    Я бы поменял акцент в отношении судебных документов и выступлений с ограничения на структурирование информации так, чтобы главное можно было легко воспринять в первую очередь.
    Примеры, как я сам это использую (ну или стараюсь, по крайней мере). Вещи, думаю, самоочевидные, так что на открытие Америки не претендую:

    1. В выступлении сначала обозначить позицию кратко по всем основным тезисам, а потом уже при наличии времени подробнее остановиться на каждом. Особенно актуально где-нибудь в кассации, где тебя могут остановить через 3 минуты, а могут и нет.

    2. Выделение объёмных частей документа в приложения. Обзоры (меморандумы) судебной практики, описания технологических процессов и прочие «лирические отступления» — первые кандидаты «на вынос».

    3. Выделение заголовков и ключевых слов так, чтобы проглядев текст «по диагонали», можно было сразу схватить основное содержание.

    Но ни в коем случае не надо с водой выплёскивать ребёнка. Кто знает, может быть, в том куске текста, который мы сократим для краткости, и окажется аргумент, котрый зацепил бы судью.
    Поэтому идею «из искового заявления на 10 стр. сделать документ на 3-5 страницах» поддерживаю только с оговоркой — либо за счёт выкидывания явной «воды», либо за счёт вынесения остального в приложения или отдельные документы.

    Что касается презентаций и выступлений — здесь обычно задача проще, т.к. их продолжительность задана регламентом мероприятия. Соответственно, сколько успеваешь сказать, а сколько — зафиксировать в дополнительных раздаточных материалах, можно определить заранее.

    P.S. Алексей, запрещать скриптом копирование текста — это никакая защита от плагиата, зато комментаторам неудобно вставлять цитаты из обсуждаемого поста в комментарии. Приходится или JavaScript отключать, или открывать исходный код страницы и копировать оттуда. Не говоря уже, что в контекстном меню браузера много других полезных команд, которые тоже попали под раздачу.

  • Alexander

    Слышал об одной старой японской методике:

    Менеджеров заставляли каждый день писать отчет о том как прошел день.

    Сначала это был просто лист бумаги, на который нужно было уложится не больше и не меньше.

    Но каждый день от этого листа немного отрезали, и каждый раз менеджер вынужден был удалять из дневного отчета наименее важные детали и оставлять наиболее важные. 

  • http://twitter.com/borouhin Александр Бороухин

    Задача изложить любой объём информации в любом заданном формате понятна и очень важна иногда.
    Для меня здесь классический пример — книжка Clark A. Campbell ‘The One-Page Project Manager’, где автор показывает, как отчёт о состоянии любого сколь угодно сложного проекта понятно и информативно представить, например, руководству, на одном листочке.

    Но в суде краткость не всегда сестра успеха. А вот понятное изложение своей позиции — всегда.

    По сложным делам (а простые и обсуждать нет смысла) я стараюсь, чтобы процессуальные документы работали по принципу матрёшки:
    - на первом уровне, пробежав по диагонали заголовки и выделенные фразы, судья должен понять суть нашей позиции;
    - на втором уровне, прочитав текст иска (отзыва и пр.) — он должен понять, на каких доводах (нормах права, прецедентах, обстоятельствах дела) мы основываем свою позицию;
    - на третьем уровне, ознакомившись со всеми приложениями к документу — он должен удебиться, что наши доводы, расчёты и пр. — не попытка ввести суд в заблуждение, а действительно детально раскрыты и подтверждены, и вероятность их опровержения стремится к нулю.

    В конкретном деле в зависимости от собственной дотошности, текущей нагрузки, сложности или нестандартности дела, судья может остановиться и на первом или втором уровне. В вышестоящих инстанциях в большинстве случаев так и происходит. Но это не оправдание для того, чтобы не готовить третий, а тем более второй уровень детализации вообще. Хотя бы памятуя о законах Мёрфи :-)

  • Alexander

    Ну а что Вы, Александр, скажите насчет визуализации позиции?

    Какие приемы-методы используете?

  • http://twitter.com/borouhin Александр Бороухин

    Что понимать под «визуализацией» и что под «позицией»? Мы только про суды говорим или про презентации/выступления тоже?

    В судах очень осторожно отношусь. Схема отношений сторон, движения денег/товаров — очень хорошо, регулярно рисовал. Таблица — обязательно для любых табличных данных. Отдельная презентация — никогда не использовал, хотя допускаю, что при определённых сочетаниях «личность судьи / суть дела» это может быть полезным. Иллюстрации — только если это фотография спорного объекта, например.
    Но судьи консервативны, это надо учитывать. Хотя недавно видел вот такой пример использования презентации в суде: http://www.karenkoehlerblog.com/2012/01/tips-for-attorneys-closing-argument-with-ppt/ Улыбнуло :)

    А вообще, грамотное оформление текста я бы тоже отнёс к средствам визуализации. Отступы, шрифты, абзацы, разделы. Это важно.

  • http://borouhin.com/ Александр Бороухин

    Вчера эту тему вспомнил. Писал правовое заключение, и так увлёкся темой, что результат получился на 30 листах :) Без воды, с чёткой структурой, выделением основных выводов, графиками, таблицами и даже одной mind map в тексте. Но 30 листов.

    Посмотрел я на это безобразие, и добавил в самое  начало документа после описания поставленной задачи раздел меньше, чем на на 1 страничку с заголовком «Резюме», где очень сжато, без ссылок на нормативные акты и пр. сформулировал всё, что подробно расписано дальше.
    Руководитель прочитает только резюме, а специалисты могут вдаваться в подробности. Да и из этих 30 листов народным методом copy&paste можно несколько процессуальных документов сделать, что тоже небесполезно.

    По-моему, тоже вариант.

  • http://borouhin.com/ Александр Бороухин

    Вчера эту тему вспомнил. Писал правовое заключение, и так увлёкся темой, что результат получился на 30 листах :) Без воды, с чёткой структурой, выделением основных выводов, графиками, таблицами и даже одной mind map в тексте. Но 30 листов.

    Посмотрел я на это безобразие, и добавил в самое  начало документа после описания поставленной задачи раздел меньше, чем на на 1 страничку с заголовком «Резюме», где очень сжато, без ссылок на нормативные акты и пр. сформулировал всё, что подробно расписано дальше.
    Руководитель прочитает только резюме, а специалисты могут вдаваться в подробности. Да и из этих 30 листов народным методом copy&paste можно несколько процессуальных документов сделать, что тоже небесполезно.

    По-моему, тоже вариант.